Цели изучения айкидо у всех людей разные. Почему лично я занимаюсь айкидо? Чем является айкидо для меня? Какую цель я преследую, занимаясь айкидо?
Сложилось так, что уже на протяжении многих лет я каждый год приезжаю в Россию для проведения семинаров и аттестаций.
Друзья часто задают мне вопрос — почему каждый раз именно Россия? Существует так много других стран, куда намного проще приехать, к тому же очень привлекательных с туристической точки зрения. В частности, я постоянно получаю приглашения из Европы, которая также всегда интересовала меня своей историей и культурой. Однако вот уже 16 лет как основным направлением в айкидо для меня является Россия. Летом 1992 года я первый раз получил приглашение провести семинар по айкидо в г. Новосибирске, и решил поехать в сопровождении нескольких инструкторов. Среди участников семинара были профессиональные спортсмены, победители соревнований, медалисты и обладатели высоких разрядов. Очень многие были прекрасно физически подготовлены. Во время семинара я очень много общался с участниками, лично объяснял технику, и семинар получил хороший отклик. После этого семинара число желающих изучать айкидо в сибирской части России значительно увеличилось и айкидо в регионе стало стремительно развиваться. В те времена было еще очень мало учителей из Японии, кого интересовали семинары в России, поэтому многие россияне не знали, что представляет из себя айкидо. Это одна из причин, побудивших меня постараться помочь распространению почти неизвестного тогда айкидо. Прошло много лет, и я до сих пор каждый год приезжаю в Россию с семинарами. Я думаю, не было бы преувеличением сказать, что айкидо сейчас одно из наиболее популярных боевых искусств в России. Около 4 лет назад президент Путин начал оказывать содействие развитию традиционных японских боевых искусств в рамках программы воспитания физически и морально здоровой молодежи. Первый раз я услышал об этом от одного знакомого российского инструктора, а около 2 лет назад в японской газете была опубликована статья такого же содержания. Согласно статье, особое внимание уделялось развитию дзюдо, айкидо и кендо. Я думаю это одна из причин, почему эти боевые искусства так стремительно развиваются в последнее время.
Между прочим, в настоящее время в России очень большое распространение получили направления, которые называют себя айкидо, но на самом деле таковым не являются. Они используют в названии своей школы слово «айкидо», но фактически представляют собой прикладные боевые системы, заимствовавшие из айкидо некоторые приёмы. Возможно, это связано с распространением таких проектов, как К-1, «Прайд» и т. д. Эта тенденция в последнее время прослеживается не только в айкидо, но и в других боевых искусствах — в изначально ударные стили, такие как карате и кемпо, добавляют бросковую технику и технику борьбы лежа, и наоборот, в изначально бросковую технику вводятся элементы ударных стилей — техника рук и ног. Традиционные боевые искусства всего мира превращаются в прикладные системы тотального боя.
В России не мало людей, которые параллельно с техникой айкидо основателя Морихея Уесибы, которую в настоящее время официально представляет Айкикай, параллельно занимаются карате, кемпо и другими стилями. В молодые годы у меня тоже был такой период, когда я параллельно с айкидо занимался карате, потом кемпо, и одновременно брал уроки техники с мечом у известного мастера фехтования. Тогда я думал, что изучение этих видов поможет мне в более быстром постижении айкидо. Сейчас, оглядываясь назад, я считаю, что для постижения айкидо не обязательно специально практиковать удары руками и ногами и углубляться в технику меча. Я уверен, что если правильно понимать философию и технику айкидо, понимание принципа меча придет само собой.
Конечно, что бы не говорил учитель, боккен и дзё всегда привлекали и будут привлекать изучающих айкидо, поэтому я специально ввел основы этих техник в свои тренировки, для углубления понимания основ айкидо. Хотя иногда у меня складывается впечатление, что некоторые практикующие слишком глубоко углубляются в форму и начинают забывать, что они изучают кен и дзё не как отдельный стиль, а всего лишь для более лучшего понимания принципов айкидо.
43 года назад, весной 1965 года, кажется это был день моего поступления в ученики Хомбу Додзё, перед началом тренировки я увидел бокен, висевший на стене. Мне захотелось взять его в руки, но в тот момент, когда я только прикоснулся к нему, из дальнего угла додзё на меня подобно грому обрушился чей то голос, который сурово и на весь зал сделал мне замечание «Ты что делаешь?» Сначала я даже не понял, что произошло, кто на кого и за что накричал, я даже в лицо еще никого из учителей не знал. Через некоторое время я понял, чей это голос, потому что накричавший на меня человек после небольшой паузы добавил «Белый пояс не должен даже прикасаться к бокену или дзё. Бокен и дзе — для тех, кто уже освоил базовую технику айкидо». Слова эти относились ко мне, но я понял, что они звучали для всех присутствующих в додзё. Это был Основатель. Выговор от О-Сэнсэя до сих пор является для меня одним из наиболее ярких воспоминаний моего первого дня в Хомбу, и я до сих пор неукоснительно следую всем его наставлениям.
Итак, вернемся к нашей теме — для чего мы изучаем айкидо и какие цели преследуем? В настоящее время в России активно развивается как традиционное айкидо, так и те системы боя, о которых я упоминал раньше — используют в своем названии айкидо, но на самом деле им не являются. Что такое настоящее айкидо? В айкидо нет соревнований и поединков с победившими и побежденными. Какой правильной не была бы техника, в тот момент, когда ее начали использовать в состязаниях, она перестает быть айкидо. В молодые годы меня тоже посещали искушения испытать свою технику в поединке и померяться силами с представителями из других школ. Но этого допускать ни под каким предлогом нельзя, нельзя допускать чтобы в айкидо проводились состязания с разделением на победившего и проигравшего. В айкидо есть понятие «гармонии», но я думаю никому из изучающих айкидо не приходилось слышать, чтобы в айкидо упоминалось понятие «противостояние». Именно поэтому айкидо выделилось из других боевых искусств и получило такую популярность в мире. В молодости я некоторое время занимался ударной техникой, поэтому я сам иногда люблю посмотреть бои по телевизору. Особенно мне нравится К-1, я считаю, что это зрелищный проект и никогда не пропускаю его по телевизору. Но у меня никогда не возникало мыслей пойти и попробовать то, что я увидел в телевизоре, на занятии по айкидо. Если когда-нибудь начнут проводить похожие бои с явным использованием техник айкидо, мне бы хотелось, чтобы как минимум их называли как-нибудь по- другому, но не айкидо. Я повторяю еще раз — с того момента, когда в айкидо появился дух противостояния или соревнования, это уже не айкидо. Для меня, как одного из японских учителей, преподающих айкидо в России, соблюдение мирной философии айкидо всегда было и будет первоочередной задачей.
Слово айкидо состоит из частей «аи» — гармонировать, «ки» — знакомое всем понятие ки, которое можно перевести как «энергия», и «до», что означает «путь».
Вместе можно коротко перевести — «путь гармонии». Итак, понятие гармонии ки, применимо ли это к человеку? Является ли это гармонией энергии между 2-мя людьми, занимающимися айкидо? Основатель часто сопоставлял первый иероглиф «аи» гармония с одинаковым по звучанию иероглифом «ай» — любовь. То есть слово айки, по звучанию, может значить как «гармония энергии» = «энергия любви». Что такое айки?
«Айкидо — это мисоги (очищение) для каждого человека практикующего его, и одновременно для всего мира.» Это еще одно из высказываний Основателя, которое отражает для меня суть айкидо. В мои первые дни обучения в Хомбу, я помню, как основатель объяснял нам смысл айкидо. Он использовал очень сложные слова, понятия и сравнения, с очень глубоким смыслом. Из его объяснений мне наиболее запомнилось сравнение «стоять на плывущем в небе мосту». «Айкидока постоянно находится в пространстве между небом и землей, проецирует энергию небес на поверхность земли через свое тело. Энергия неба и земли встречающиеся в гармонии и образуется „айки“, которая наполняет его тело и всю окружающее на земле. Сначала земля соединяется с небом посредством гармонии энергии в вертикальной плоскости, затем в горизонтальной, и эта соединившаяся энергия ки снисходит на поверхность земли и заполняет ее, превращая землю, на которой мы живем, в мир наполненный гармонией и согласием. Это и есть путь айки, который является предназначением айкидоки». Я не берусь утверждать, что я передал слова Основателя слово в слово, но именно так они отпечатались в моей памяти, именно так я сейчас понимаю смыл айкидо.
Практикуя технику айкидо и следуя его философии, энергия гармонии айки, связывающая небо и землю, очищает наши души и сердца, и наполнят энергией гармонии всю Вселенную. Два человека, практикующие настоящее айкидо, очищают свою энергию, и сами того не зная, наполняют окружающий их мир гармонией, и тем самым укрепляют мир на Земле.
«Мы все живем на одной Земле, и все мы должны заботиться о том, чтобы на ней был мир. Для айкидо не существует границ между государствами, национальностей и различий в культуре. Я верю, что благодаря айкидо люди смогут отказаться от противостояния и агрессии, чтобы Земля стала нашим общим домом и чтобы все люди жили как братья, в мире и согласии. Если все люди будет жить в мире и согласии, все будут счастливы». Это смысл слов Основателя, который первый сказал об этом, и теперь наша задача состоит в том, чтобы продолжить и не нарушать его учение.
Лично я с помощью айкидо хочу сделать вклад в установлении гармонии и мира на Земле. Это мое самое заветное желание. И я хочу объединить свои усилия со всеми людьми, кто думает также.
Больше 10 лет назад мне довелось обедать с Дошу Кишомару Уешиба, и у меня появилась возможность затронуть темы «айкидо и ками» и «айкидо и дайторю айкидзюцу». Кишомару Дошу сказал мне, что, несмотря на то, что айкидо часто сравнивают с «движущимся ками» (ками — это синтоистское божество), а техника айкидо похожа на технику дайторю, это совершенно разные вещи. В молодые годы Основатель брал уроки у основаиеля дайторю айкидзюцу Такеда Сокаку в местечке Сиротаки на Хоккайдо и поселке Энгару. Это объясняет совпадение формы и названий некоторых техник в айкидо и дайторю, а для тех, кто плохо разбирается в айкидо, со стороны это вообще может показаться одной техникой. Кишомару Дошу подчеркнул, что внутреннее содержание айкидо и дайторю не имеют ничего общего. Изначально дайторю — техника для того, чтобы нанести увечья и обезвредить нападающего, иногда жертвуя своим здоровьем. В отличие от дайторю, айкидо всегда гуманно относится к оппоненту, и к здоровью самого айкидоки. Между прочим, в последнее время дайторю разделилось на разные школы и среди них есть направления, которые по философии очень похожи на айкидо. Дайторю зародилось в период Мейдзи, во времена освоения Хоккайдо, когда на остров в поисках заработков потянулись переселенцы из других районов Японии, среди которых было много безработных, проходимцев и настоящих бандитов. В те смутные времена ситуации, когда нужно было защищать свою жизнь, встречались чуть ли не каждый день. Обстановка требовала адекватной системы самозащиты, и это объясняет тот факт, что дайторю приобрело большую популярность среди населения. В настоящее время я принимаю участие в семинарах и показательных выступлениях, где также участвуют представители многих других боевых искусств. В технике и философии айкидо есть моменты, которых нет ни в одном другом боевом искусстве. Но, несомненно, для каждого, кто усердно занимается каким-то другим видом, его стиль самый лучший. Самое главное, чтобы все жили в мире и согласии.
Все, кто изучают айкидо, постоянно сталкиваются со словом «ки», независимо от того, нравится им это или нет. Итак, еще раз, что такое ки? Можно ли однозначно и на 100% правильно ответить на этот вопрос?
Я тоже не могу с полной уверенностью сказать, что мое понимание ки на 100% правильное. Каждый воспринимает ки по-разному, поэтому я могу только сказать, как лично я понимаю ки, что я признаю существование ки, и как лично я ощущаю ки.
Кстати, существование ки научно доказано, есть достоверные результаты исследовательских лабораторий в Японии. Например, доказано, что если дотронуться рукой до стакана, наполненного водой, и искренне подумать про себя «Госпожа Вода, Спасибо», структура воды изменится. Я не знаю научной терминологии, но если говорить простыми словами, вода становится вкуснее. Если также дотронуться до стакана с водой и пожелать, чтобы был мир во всем мире, передав воде свое ки, вода тоже меняет структуру и становится вкуснее.
Добрая энергия ки, возникающая в одном человеке, передается другому человеку, и все окружающие люди и природа испытывают на себе энергию гармонии. Эта энергия передается в атмосферу и все наполняется энергией любви и гармонии. Люди и целые государства перестанут враждовать друг с другом, придут к миру и взаимопониманию, и все будут жить в мире и гармонии. Это не просто красивые слова и мечты. Если все будут осознавать эту философию и придерживаться ее, каждый человек в отдельности и в результате мир, в котором мы живем, станет лучше. Я искренне верю в это.
Я написал эти строки 11 сентября. Ровно 7 лет назад в самолеты с террористами врезались в небоскреб в центре Нью-Йорка и погибло много людей. Я не перестаю молиться за мир во всем мире. Да будет мир во всем мире!
Имамура Тацунори